OZRIC TENTACLES
Ozric Tentacles. "Щупальца Озрика". Страна:
Великобритания.
Состав исходный: Ed Wynne (guitars), Roly Wynne (bass), Joie Hinton (lead keyboards). Nick Van Gelder (drums), Tom Brooks (keyboards), Paul Hankin (percussion).
Год спустя (после первого магнитальбома "Erpsongs") Хэнкин расстался с группой, так как перкуссионист при наличии мощных ударных в подобной музыке был лишним, а в 1986 году ушел Брукс.
В 1987 году ударника Гелдера заменил Men/in Pepler, a также "добавился" пятый участник John Egan (winds, vocals).
В 1991 году завязывает с роком Роли Винн, и на его место заступает музыкант, скрывающий настоящее имя под псевдонимом Zia (bass). С тех пор без изменений.
Увы, но до 1989 года, кроме ограниченного числа англичан, никто слыхом не слыхивал про одну из ярчайших прогрессивных групп современности. Ее же история начинается в далеком 1982 году, когда братья Винн организовали свой первый ансамбль еще в школе -под названием Bolshem People. После окончания школы и определенной стабилизации состава в 1983 году персименовались в Ozric Tentacles. Клавишник Хинтон до поступления в группу успел побывать в Индии и Мексике, что оказало сильное влияние не только на него самого, но и на братьев Винн. У Хинтона во времена Bolshem People было мифически-футуристическое прозвище Ozrooniculator (из Индии). Результатом его воссоединения с Виннами и их искреннего проникновения мистическим мировоззрением стали собственно "Щупальца" фантастического существа Озрика.
Проще всего музыку этого ансамбля окрестить "крутым" прогрессивом, ибо ничего подобного до сих пор рок-сцена не знала. Первые концерты группы по Лондонским андерграундным клубам ("The Crypt", "Club Dog") собирали немного народу. Лишь после разрешения выступить в действующем Католическом Соборе в восточной части города, а также чрезвычайно удачного
решения провести концерт в одном из самых таинственных мест в мире - знаменитой английской древней каменоломне Stonehenge (одноименная пьеса есть у Black Sabbath в 1983 г) с еще частично сохранившимися идолами, группе удалось получить локальный "южноанглийский" культовый статус. Тогда же у группы впервые появились деньги для производства магнитальбомов в условиях домашней студии братьев Винн: все 4 первых программных альбома Озрика вышли только на компакт-кассетах. Продавали их, в основном, на концертах, и к ним мы еще вернемся.
Итак, о феномене этого "крутого" прогрессива, который целых 6 лет прозябал в настоящем андерграунде, не имея возможности выйти на мало-мальски массового "пипла". Подобный уникум мог состояться только при редкой совместимости двух диаметрально противоположно мыслящих лидеров - Эда Винна и Джо Хинтона. Первый из них сочинял и играл виртуознейший гитарный прогрессив хард-н-артовога образца, второй - под большим впечатлением от своих путешествий - к традиционно классическому артовому звучанию непрерывно "подмешивал" этнические (чаще восточные) мотивы;
активное использование им сэмплеров и секвенсоров параллельно с техничной мануальной игрой придавало звучанию - вдобавок ко всему - еще нечто космически-психоделическое. Не остался в стороне от творчества и новый участник флейтист/вокалист Джон Эган. Если флейта оказала поддержку арт-роковому началу, то вокал (было бы громко сказано, не будь так задумано!), представляет собой в наиболее "развернутом" виде какую-то языческую скороговорку, но чаще всего просто натурально первобытные вопли, словно языческий козлиный Бог Пан, кружа по лесам и играя на своей флейте, нет-нет да и взовет к своему стаду. Делается это редко, но с таким юмором и столь к месту, что диву даешься: когда это просто выкрик давал столько положительных эмоций!
Лишь в конце 1988 года вновь образованная маленькая фирма DOVETAIL Records взяла группу под контракт. Начиная с "Pungent effulgent", программы Озрика
выходят уже на всех носителях - пластинках, компакт-дисках и кассетах. Известность Озрика мгновенно распространилась на континентальную Европу и даже в Западное полушарие. В начале 90-х распространять диски группы взялась американская "половина" крупнейшего концерна грамзаписи EMI (ее полное название Electrical Music Industries - Thorn) - IRS (в свою очередь -International Record Syndicate; не путать с германской фирмой той же аббревиатуры - Intercord Record Service, занимающейся распространением продукции металлического прогрессива- см. Psychotic Waltz). С тех пор сама DOVETAIL Records значительно улучшила свое финансовое положение, и сегодня один из ее руководителей Richard Alien поддерживает уже с десяток команд, в основном, психоделической направленности.
Неизменный успех каждого нового CD "Щупалец Озрика" предопределил решение фирмы переиздать на всех носителях все ранние магнитальбомы группы, включая сборники и концерты, которые мы не указываем, что и произошло в 1993 году. Здесь они даются в строго хронологической "реальной" последовательности. Так как группа в те годы все делала в домашних условиях, высококачественной аналоговой (студийной) ленты у них просто не было. Это сказывается на звучании переизданных CD: все шероховатости и шумы не удалось убрать при помощи самых современных методов. Впрочем, художественной ценности эти произведения от этого не теряют, хотя надо признать, что продолжающийся и поныне творческий полет группы подлинного своего расцвета достиг именно к 1989 году. Очень редкая у нас группа.
Дискография: "Erpsongs"-©1984, "Tantric obstacles"-©1985, "There is nothing "-©1986, " Sliding gliding worlds"-©1988, "Pungent efrulgent"-©1989, "Erpland" (2LP)-©1990, "Strangeitude"-©1991, "Jurassic shift"-©1993, "Arborescense"-©1994 (DOVETAIL Records).